Обращение митрополита Тадеуша Кондрусевича к священникам, монашествующим и мирянам архиепархии Божией Матери в связи с предстоящим концертом "мадонны" в Москве "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не сидит в собрании развратителей" (Пс 1,1). Дорогие братья и сестры! События последних лет, очевидно направленные на оскорбление христианской веры, на разрушение и уничтожение религиозного чувства, являются серьезным вызовом для всех христиан. Я имею в виду прежде всего выход в свет фильма "Последнее искушение Христа", книги "Код да Винчи" и ее последующей экранизации, ряд других "шумных", оскорбляющих христианство и Церковь, событий, а также, разумеется, предстоящий концерт в Москве певицы, называющей себя "мадонна" (на мой взгляд, строчная буква здесь более уместна, чем прописная, с которой мы пишем имя Божией Матери - покровительницы нашей Архиепархии). Первая и вполне естественная реакция христиан на эти вызовы - протест. И действительно, количество протестов против некоторых оскорбляющих моментов шоу так называемой "мадонны", множится в России с каждым днем. Отрадно отметить, что на этот раз голоса религиозных организаций были услышаны властью и определенным образом воздействовали на принятие решений: концерт перенесен с Воробьевых гор в "Лужники". Необходимо еще потребовать от его организаторов убрать из программы номера, оскорбляющие христиан - в частности, имитацию певицей распятия на кресте в терновом венце и др. Во время концертов в США и Италии, в том числе и в Риме, эти номера, к сожалению, были исполнены и вызвали вполне понятные протесты католических епископов, священников и мирян. В частности, почетный архиепископ Равенны кардинал Эрсилио Тонини обвинил певицу в богохульстве и добавил: "То, что сделала мадонна в городе Папы и мучеников - есть выражение открытой недоброжелательности". Вторая реакция христианина на богохульную провокацию - это углубленная рефлексия. Христианин призван внимательно и ответственно относится к своему бытию, оценивая каждый его акт сквозь призму Закона Божия и в свете Евангелия. Один из инструментов подобной рефлексии - это испытание совести. Анализируя свою жизнь, свои поступки, мы неизбежно обращаемся и к жизни общества, пытаясь оценивать ее по нравственным законам и выстраивать угодную Богу линию своего социального служения. Стих из первого Псалма, который я взял в качестве эпиграфа к сему краткому посланию - "блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и... не сидит в собрании развратителей" - дает нам ясный ответ на вопрос о том, идти ли на концерт "мадонны", зная, что она учинила в Лос-Анджелесе и Риме. Священное Писание несколькими стихами ниже указывает на награду для воздержанного мужа: "И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет" (Пс 1,3) Неучастие, недеяние, невовлеченность в дела, не угодные Богу - фундамент благочестивого поведения христианина. В ряде случаев действительно лучше молча молиться о вразумлении хулителей Бога, чем бесплодно кричать на всех углах о своем несогласии. Мы с вами прекрасно понимаем, что устроители безобразий часто провоцируют общество на как можно более активную "протестную" реакцию, чтобы в рекламных целях привлечь внимание к своей акции. Устроители концертов "мадонны" используют этот трюк уже в течение десятилетий. Один из журналистов написал по этому поводу: "Протестовать против шоу мадонны, тем самым признавая его зна-чимость - лишь лить воду на мельницу ее славы - прежде всего, скандальной славы. Назвав свое турне "конфессиональным", она, очевидно, и рассчитывала, наподобие создателей фильма "Код да Винчи", спровоцировать религиозную публику и заставить ее своими протестами внести лепту в раскрутку шоу". Однако давайте задумаемся над тем, достаточно ли нашей невовлеченности, достаточно ли просто молитвы о врагах Церкви? Ограничивается ли этим наш долг по отношению к ближнему? Нам, христианам, кажется, что безнравственность предстоящего концерта очевидна, как очевидно историческое невежество автора "Кода да Винчи" или недобросовестность автора "Последнего искушения Христа"... Но ясно ли это другим людям - которым за всю их жизнь о Христе по-настоящему так никто и не рассказал, которые выросли на подделках и фантазиях - неважно, атеистических или постмодернистских? И если во времена атеистической пропаганды, когда любая проповедь Благой Вести вне церковной ограды была под запретом, христиане могли найти оправдание своему бездействию, то какое оправдание мы находим для себя в последние пятнадцать лет религиозной свободы в России? Нет ли нашей вины в том, что целое поколение россиян узнает о Христе и христианстве от Мартина Скорсезе, Дэна Брауна и разного рода "мадонн"? Если бы будем и далее честны в своей рефлексии по поводу того, что случится в Москве 12 сентября, то неизбежно должны признать и свою ответственность за тех людей, кто сутками стоял в очереди за билетами на "беспрецедентное шоу", кто будет рукоплескать "звезде", приковавшей себя к кресту, кто будет участвовать в поругании святых для христиан символов. Осознают ли они это? Ведают ли, что творят? Понимают ли, чему рукоплещут? Уверен, что сознательных богохульников среди участников концерта будет мизерный процент. Остальные же - разные люди, преимущественно молодые, с искаженным мировосприятием, со смещенной, размытой или просто раздробленной иерархией ценностей, с идеалами, навязанными светскими СМИ. Они в определенном смысле являются жертвами манипуляции со стороны шоу-бизнеса, который, основываясь на моральном релятивизме, настойчиво убеждает аудиторию, что эстетика - выше этики, что для настоящего артиста нет и не может быть никаких запретов, что петь можно обо всем, показывать и высмеивать на сцене можно все и вся... Между тем Церковь в своем учительстве неоднократно обращала внимание католиков на принципиально иное положение дел. В частности, в Декрете Второго Ватиканского Собора о средствах массовой коммуникации "Inter mirifica" говорится: "Собор заявляет, что абсолютно все должны признавать первенство объективного нравственного порядка: лишь он один превосходит и надлежащим образом согласует друг с другом все прочие разряды человеческих ценностей, сколь бы достойными они ни были, не исключая и искусства". Церковь однозначно и недвусмысленно подчеркивает примат этики над эстетикой. Если бы социологи провели исследование аудитории предстоящего концерта в Москве и задали вопрос о вероисповедании, то, боюсь, обнаружили бы среди зрителей довольно большое количество людей, которые назвали бы себя христианами. Их вовлеченность в поддержку "мадонны" - моральная и, что не менее важно, материальная - является знаком того, что они не задали себе достаточный труд в просвещении своей совести. Церковь же неустанно призывает их к этому: "Чтобы исполнять нравственный закон, пусть люди... не пренебрегают своей обязанностью своевременно осведомляться о суждениях, выносимых по этим вопросам [искусства] полномочной властью, и следовать им согласно нормам здравой совести. Для того же, чтобы успешнее сопротивляться дурным влияниям и поощрять добрые, пусть они стараются верно направлять и воспитывать свою совесть" (Inter mirifica, 9). Католику, который собирается пойти на концерт в "Лужники" или посмотреть его по телевизору, я бы посоветовал прежде почитать документы Церкви и поговорить со священником. Обратите внимание, что наши соотечественники, "поклонники мадонны", не лежат на диване - они стоят в длинных очередях, платят большие деньги, чтобы попасть на концерт. Не означает ли это, что в них еще живо стремление к познанию, к духовной пище, к подражанию образцам. Увы, в качестве образца они сегодня выбирают "мадонну". Давайте подумаем вместе о том, что нужно сделать, чтобы через некоторое время они выбрали Христа. По моему глубокому убеждению, это - общая задача для всех христиан России. И не только для иерархии, не только для клира. Достойный и адекватный ответ на этот вызов невозможен без масштабного и ответственного апостольства мирян всех христианских конфессий, а также их свидетельства, в котором так нуждается современный мир. У нас есть что противопоставить соблазнам мира сего. Это прежде всего Евангельские ценности. Надо позаботиться о том, чтобы наш голос был слышен в обществе и не заглушался соблазнительным пением "мадонн". Присоединяясь к протестам и заявлениям представителей Русской Православной Церкви и других исповеданий, и препоручая всех вас, священники, монашествующие и верный народ Архиепархии Божией Матери в Москве, предстательству Марии - единственной Мадонны - на этот путь от всего сердца благословляю. Митрополит Тадеуш Кондрусевич Москва, 30 августа 2006 г. По материалам Regions.ru
|